Лопухин Иван Владимирович


Лопухин Иван Владимирович
Лопухин Иван Владимирович [24 II (6 III) 1756, с. Воскресенское (Ретяжи) Кромского у. Орловской губ. – 22 VI (4 VII) 1816, там же]. Происходил из знатного рода. Отец – генерал-поручик, киевский губернатор, родственник царицы Евдокии Федоровны. Детство Л. провел в Киеве. Получил домашнее образование: один из слуг обучал «русской грамоте», иностранные учителя – фр. и нем. языкам. С 1775 – прапорщик Преображенского полка. Прослужив несколько месяцев, серьезно заболел. За время болезни, длившейся около шести лет, много читал, познакомился с произведениями Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Перевел заключительную часть сочинения «Система природы» П. Гольбаха и собирался «рассевать его в рукописях». Но, почувствовав «неописанное раскаяние», написал «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями…» (1780; 2-е изд. 1787), посвятив свой труд «чтущим Бога и любящим добродетель». Стал увлекаться произведениями Л.-К. Сен-Мартена и И. Арндта. С фр. перевода П. Летурнера перевел сочинение Э. Юнга «Торжество веры над любовию» (1780; 2-е изд. 1787, с посв. отцу). Как член Вольного рос. собрания при Моск. ун-те (вступил в него 26 июня 1781) перевел трактат Руссо «О блаженстве» (1781). Опубликовал перевод с фр. «Речи, говоренной в Академии французской…» А.-Л. Тома (1782, подп. – «Любитель российского слова»; с посв. М. М. Хераскову ; принадлежность перевода Л. устанавливается его свидетельством в «Автобиографическое записке» – РНБ, ф. 588, Погодинские автографы, № 147). В нач. 1782 был уволен с военной службы «к статским делам полковником». С кон. 1782 стал старшим советником, а затем председателем Моск. угол, палаты, где всячески стремился облегчить участь обвиняемых. Вступив в связи с этим в конфликт с московским главнокомандующим Я. А. Брюсом, в мае 1785 вышел в отставку с чином ст. советника. С нач. 1780-х гг. сблизился с Н. И. Новиковым, в 1782 вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус. В 1783 основал свою типографию, к которой присоединилась и тайная масонская типография. В типографии Л. печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический» (1784. Т. 1), где, очевидно, он сотрудничал. 31 мая 1784 под управлением Л. открылась масонская ложе «Блистающей звезды». Л. часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Принял активное участие в деятельности Дружеского учен, о-ва и в управлении Типогр. комп., с которой после 1786 слилась его собственная типография. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с Новиковым, И. П. Тургеневым и др. много занимался филантропической деятельностью. В 1785 принял в розенкрейцеры X. А. Чеботарева. Л. убедительно атрибутируется перевод книги М. де Молиноса «Духовный путеуказатель» (1784. Ч. 1–3). По свидетельству Л., он принял участие в редактировании перевода книги Дузетана «Таинство креста Иисуса Христа…» (1784), сделанного М. И. Багрянским. Масонские интересы Л. были связаны преимущественно с пиетизмом и квиетизмом. В 1788 на свой счет он отправил учиться за границу М. И. Невзорова и В. Я. Колокольникова. Осенью 1788 был назначен масонским руководителем Тургенева; часто бывал у Платона Левшина, пользуясь его «отличным благорасположением». Споры с ним о масонстве подали Л. мысль сочинить «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов», в котором он стремился обосновать тождественность масонства и христианства. Переведя «Катехизис» на фр. язык, Л. в 1790 издал его как сочинение, полученное из-за границы. В 1789 Л. написал книгу «Некоторые черты о внутренней церкви» (1798; 2-е изд. СПб., 1801; 3-е изд. СПб., 1815), куда включил и «Катехизис» («Краткое изображение качеств и должностей истинного христианина»). В книге, получившей одобрение К. Эккартсгаузена и переведенной также на нем. и фр. языки, нашли отражение попытки Л. соединить христианство с некоторыми идеями Х.-А. Гаугвица, И. Арндта, Я. Бёме и др. Совместно с Н. В. Репниным написал сочинение «Плоды благодати…» (вошло в рукоп. сб. 1790-х гг. – РНБ, F.III.67), дважды напечатанное на фр. языке в 1790. Сочинение Л. «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (1-е изд. После 1799; 2-е изд., доп. После 1810; с вымышленной датой 5791, означавшей год написания – 1791) было посвящено преимущественно обрядовой стороне масонства; сюда же вновь включен «Катехизис». Книга была переведена на нем. и фр. языки; распространялась в списках. В 1831 М. Л. Магницкий в доношении Николаю I об иллюминатах указал, что эта книга «заключает самоважнейшее учение русского иллюминатства» (Рус. старина. 1899. № 2. С. 292), но безосновательно. В 1790–1791 Л. вел переписку с Невзоровым, Колокольниковым, Г. Я. Шредером и А. М. Кутузовым, сообщив ему, в частности, известие о ссылке А. Н. Радищева, с которым не был знаком, но «слышал, что много имел достоинств»; книгу Радищева считал, однако, «весьма вредоносной». Посылал Кутузову денежные пособия. В нояб. 1791 Л. вместе с др. членами Типогр. комп. подписал акт об ее уничтожении. В связи с процессом Новикова к следствию был привлечен и Л. В указе Екатерины II от 1 авг. 1792 Л., Тургенев и Н. Н. Трубецкой названы среди главных сообщников Новикова. Предписывалось допросить их «порознь» и в случае раскаяния отправить «в отдаленные от столицы деревни их и там иметь пребывание, не выезжая отнюдь из губерний». Незадолго до ареста Новикова Л. сжег часть хранившихся у него бумаг, чем навлек на себя еще большее подозрение. 10 авг. Л. вызывали на допрос; через десять дней ему предстояло ехать в ссылку, но по указу императрицы от 19 авг. было разрешено остаться в Москве в связи с тем, что на его попечении находился престарелый слепой отец. Одновременно в указе говорилось, что поведение Л. «строго должно быть наблюдаемо». В сент. 1792 было начато следствие по поводу купленных Л. запрещенных книг, но ему удалось оправдаться. Л. продолжал заниматься чтением и «упражнялся <...> в разных переводах и мелких сочинениях». Под именем «Россиянина» издал книгу «Излияние сердца, чтущего благость единоначалия…» (М., 1794; Калуга, 1794; посв. А. Г. Орлову-Чесменскому), куда вошли три произведения, вскоре выпущенные и отдельными изданиями: 1) «Благость и преимущество единоначалия» (отд. изд.: 1795); 2) «Изображение пагубных плодов мечтания равенства и буйныя свободы» (отд. изд. под назв. «Изображение мечты равенства…»: 1794); 3) «Описание нескольких картин…» (отд. изд.: 1795). В предисловии к книге «Излияние сердца…» Л. высказал сожаление, что не имеет «привлекательного, важного, живого нового слога» H. M. Карамзина и «величественной, отличной, восторгом пленяющей лиры» Г. Р. Державина. Все три сочинения Л. объединены стремлением выразить негодование по поводу революционных событий во Франции. «По плану» Л. на ту же тему было написано сочинение Тургенева «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным?» (опубл. 1790 на фр. языке; 2-е изд. 1796; 3-е изд. 1798). Пьеса Л. «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья» (1794, с посв. Ф. Г. Орлову; 2-е изд. 1798, без посв.; отрывки перепечатаны: Друг юношества. 1808. № 4, 10) отличалась откровенным дидактизмом и успеха не имела. Во 2-м издании помещено «Завещание друзьям моим», написанное Л. 13 сент. 1795, где он благодарил одного из своих почитателей, изобразившего «портрет души» Л. Эпиграф из своей книги «Излияние сердца…» Л. предпослал сделанному им переводу сочинения Э. Флешье «Надгробная похвала Тюренну» (1794). «Подражание первому псалму» (1795) Л. посвятил Хераскову, «одному из величайших в мире поэтов». Между Херасковым и Л. существовали давние дружеские связи: Херасков «пел» Л. в поэме «Владимир Возрожденный» (1785). Впосл. Л. называл Хераскова «старостой российской литературы», а Карамзина – «десятником литературы». «Подражание…» Л. вошло в книгу «Подражание некоторым песням Давидовым», содержавшую переложения шести псалмов (М., б. г., с посв. Платону Левшину; 2-е изд. М., 1801; 3-е изд. М., 1802); напечатаны также в «Приятном и полезном» (1795. Ч. 8; подп. – «…нъ»), а затем в «Друге юношества» (1808. № 9). В 1795 Л. перевел с фр. «Слово похвальное Марку Аврелию» А.-Л. Тома (М., 1801). Упоминая в предисловии переводы И. П. Елагина и Д. И. Фонвизина, Л. назвал «Слово» «самым красноречивым и многоважными мыслями наполненным сочинением» Тома. С окт. 1793 до кон. 1796 Л. работал над «пространным» сочинением, посвященным вопросам государства и права. В незавершенном виде оно было напечатано под назв. «Отрывки сочинения одного старинного судьи» (Друг юношества. 1808. № 10; отд. изд.: М., 1809, с «посвящением юношеству», датированным 15 сент. 1808). «Иждивением Любителя литературы», т. е., очевидно, Л., было осуществлено первое отдельное издание повести Карамзина «Бедная Лиза» (1796). В 1796, приняв участие в судебном деле старообрядцев, Л. написал записку «Вопль старинного судьи…» (Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1862. Кн. 2), где говорил о необходимости более гуманного судопроизводства и веротерпимости к раскольникам. Екатерина II не успела рассмотреть эту записку. Указом Павла I от 7 нояб. 1796 Л. было разрешено выезжать из Москвы. 4 дек. 1796 Л. передал Павлу I свою записку, приехав в Петербург по вызову государя; в результате судебные дела были пересмотрены в пользу обвиняемых. 5 дек. Л. произвели в д. ст. советники и одновременно назначили статс-секретарем. Л. получил право заниматься делами Тайной экспедиции. Вскоре, однако, из-за недовольства в придворных кругах, Л. пришлось удалиться от двора. 20 янв. 1797 он стал сенатором 5-го (угол.) Деп. в Москве и получил чин т. советника. В кон. 1799 вместе с Тургеневым и Ф. П. Лубяновским ездил в Троице-Сергиеву лавру к Платону Левшину. В Москве часто посещал Тургенева, встречался с Херасковым, Карамзиным, Д. И. Дмитревским, Невзоровым, Я. И. Булгаковым, В. В. Измайловым. У Л. бывали также мн. молодые литераторы: В. А. Жуковский, Г. П. Каменев, И. А. Второв, Лубяновский. Л. интересовался их сочинениями, дарил им книги. Оказал большое влияние на сыновей Тургенева. Андрей И. Тургенев признавался, что Л. производит в нем «соревнование к добру». Весной 1803 он «всякий день по утрам» бывал у Л. и умер у него «на руках». Александр И. Тургенев говорил о воздействии Л. на его «моральное образование». Впосл. денежная тяжба, возникшая после смерти И. П. Тургенева между его вдовой и Л., осложнила его отношения с этой семьей. В нач. 1800 Л. с сенатором Г. М. Спиридоновым был направлен для осмотра Вятской, Казанской и Оренбургской губ. Сопровождавший Л. Невзоров описал эту поездку, длившуюся около восьми месяцев, в книге «Путешествие в Казань…» (М., 1803). В связи с обнаруженными злоупотреблениями чиновники были строго наказаны, что вызвало много толков. Для обоснования своей позиции Л. составил «Выписку наставлений и приказаний…» (М., 1800), подписанную им и Спиридоновым. В награду за осмотр губерний Л. получил командорский крест ордена св. Иоанна Иерусалимского. Находясь в Казани, перевел книгу «Изображение истинного христианства…» (М., 1800), посвятив перевод «yчащим и учащимся в Казанской академии и в семинарии Вятской». В кон. 1801 по приказанию Александра I Л. и Ю. А. Нелединский-Мелецкий ездили осматривать Слободско-Украинскую губ. 12 нояб. и 3 дек. 1801 из Харькова Л. направил два донесения, в которых стремился защитить от преследований духоборов (текст донесений включен в «Записки» Л.). В рескрипте Александра I от 27 нояб. 1801 предложения Л. были одобрены. Все это, однако, вызвало недовольство у значительной части духовенства. Для разъяснения своей позиции Л. написал сочинение «Отзыв искренности» и стал распространять его в списках. 12 июля 1806 Л. послал это сочинение в «Сионский вестн.», где оно появилось под загл. «Глас искренности» лишь в дек. 1817. По свидетельству А. С. Шишкова (см.: Зап., мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Берлин, 1840. Т. 2. С. 232), сочинения Л. «признавались духоносцами за пророческие и читались в собраниях их наравне с Библией». В 1802 Л. избрали судьей в Совестный суд в Москве. Одновременно император поручил ему возглавить Комиссию для разбора споров и определения повинностей на Крымском п-ове. В числе членов Комиссии был П. И. Сумароков. С кон. лета 1802 до кон. февр. 1803 Л. находился в Крыму. Отсюда отправился в Петербург, где оставался с марта 1803 до авг. 1804. В 1803 перевел книгу «Вера во Иисуса…» (СПб., 1804, с посв. митрополиту Амвросию; подп. – «И. Лхн»). Деятельность Л. в Крыму получила одобрение императора, но весьма скептически была оценена Д. Б. Мертваго, сменившим Л. на посту председателя Крымской комиссии (Рус. арх. 1867. № 8–9). В Крыму, куда Л. вернулся в кон. 1804, он перевел книгу «Отрывки для чтения верующим» (М., 1805; 2-е изд. СПб., 1806; с посв. архиерею Черниговскому Михаилу (М. М. Десницкому)). В июле 1805 в Евпатории написал «Замечание на известную книгу Руссову “Du contrat social”» (M., 1805; перепеч. в кн. Л.: Отрывки сочинения одного стариного судьи. М., 1809; также: Сионский вестн. 1806. № 2). Здесь он стремился опровергнуть идеи Ж. -Ж. Руссо о природном равенстве людей. В 1805 по дороге из Крыма был в Белеве и Калуге, где посетил своего «давнего приятеля» епископа Феофилакта Русанова. Вернувшись в Москву в сент. 1805, продолжал участвовать в деятельности 5-го (6-го угол.) Деп. Сената, а затем 8-го Деп. По свидетельству Лубяновского, Александр I хотел назначить Л. министром народного просвещения, но раздумал, заподозрив в чрезмерной склонности к вину. В кон. 1806, в связи с военными действиями против наполеоновской армии в Европе, Л. была поручена организация милиции (земского войска) в Тульской, Калужской, Рязанской и Владимирской губ. В донесениях императору Л. смело сообщал о волнениях в народе. 12 дек. 1807 произведен в д. т. советники. После столкновений с рядом сенаторов по крестьянскому вопросу стал очень редко ездить в Сенат. В 1813–1816 Л. числился «неприсутствующим сенатором» (ИРЛИ, ф. 320, № 1279, л. 24 об.). Л. по-прежнему увлекался произведениями Руссо, Э. Юнга, Ф. Фенелона, Ж.-М. Гюйон. В подмосковном имении Л. Савинском Богородского у. (вблизи от современной станции Монино Ярославского направления) посреди озера находился «Юнгов остров» с «Руссовой хижиной» и посвященной Фенелону урной с изображениями Руссо и Гюйон. О Савинском рассказывали В. А. Жуковский (Вестн. Европы. 1809. № 2), А. Ф. Воейков в «Описании русских садов» (Пантеон рус. поэзии. СПб., 1815. Ч. 4, кн. 7) и в «Воспоминании о селе Савинском и добродетельном его хозяине» (Новости рус. лит. 1825. Ч. 12. № 5), а также И. М. Долгоруков в стихотворении «Прогулка в Савинском» (Долгоруков И. М. Бытие сердца моего… М., 1817. Ч. 1). Переписываясь с M. M. Сперанским в 1804–1806, Л. рекомендовал и посылал ему книги Фенелона, Гюйон и др. В 1808–1809 Л. работал над «Записками», рассылал их рукописные экземпляры знакомым, в частности Жуковскому с письмом от 15 июня 1809 (текст письма не сохр.; см.: Рус. арх. 1884. № 1. С. 151) и А. Ф. Малиновскому для библиотеки Моск. архива М-ва иностр. дел. Многочисленные копии (ок. 30) «Записок», хранящиеся в архивах Москвы и Петербурга, относятся преимущественно к первой трети XIX в. Жуковский писал Александру И. Тургеневу 15 сент. 1809 о Л.: «Прочитав его Записки, пожелаешь, чтобы таких людей было поболее, а для себя сочтешь счастием пользоваться их дружбой». Вместе с тем он признавался, что «не все» в «Записках» ему нравится. В печати появились и хвалебные, и критические отклики на «Записки» (Друг юношества. 1810. № 1; 1812. № 2). В 1812 при нашествии фр. армии Л. уехал из Москвы в Юрьев-Польской, затем в Савинское и, наконец, в Воскресенское Орловской губ., где провел последние годы жизни. 9 февр. 1813 женился на M. E. Никитиной, дочери московского купца, что вызвало много толков. Оправдывая Л., Невзоров называл его женитьбу «венцом добродетели» (Невзоров М. И. Соч. и мысли // РНБ, Q.III.73, л. 52). Л. поощрял литературные занятия племянника своей жены А. И. Ковалькова, выступавшего в печати в 1810-е гг. Л. продолжал вести обширную переписку (с А. Ф. Лабзиным, Д. П. Руничем, И. Г. Юнгом-Штиллингом и др.). Большое духовное воздействие Л. оказал на Жуковского, который поверил Л. историю своей любви, и по его просьбе Л. пытался уговорить Е. А. Протасову выдать за него дочь. Л. всячески поддерживал Невзорова и его журнал «Друг юношества», печатал здесь ранее публиковавшиеся произведения и новые, в частности отрывки из «Записок» (1812. № 1), ряд оригинальных и переводных статей: «Несть пророк в отечествии своем» (1812. № 11); «Примеры истинного геройства…» (1813. № 3) и др. От имени «Юнгоостровского пустынника» Л. прислал в журнал «Отрывок из бумаг М. С. Бранкевича» (1812. № 11). Невзоров неоднократно помещал в журнале хвалебные отзывы о Л.; «Друг юношества» за 1813 был посвящен Л. Свою книгу «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» (Орел, 1814) Л. послал С. И. Гамалее, Новикову, Руничу, Чеботареву и др. В письмах Руничу за 1814 Л. описывал торжества, устроенные им в имении по поводу окончательного поражения Наполеона, – «похороны Бонапартовы». В апр. 1814 вступил в Рус. библейское о-во (см.: Рус. арх. 1870. № 7). О своей литературной деятельности Л. писал: «Авторство не мое ремесло <...>. Но я писал всегда или по нужде, или для провождения времени. <...> Правилам же писательства я вовсе не поучен; я прямой самоучка» (Друг юношества. 1813. № 3. С. 73–74). Суждения современников о Л. противоречивы. Некоторых удивляла в Л. страсть к благотворению и одновременно – нарушение деловых обязательств. Я. И. Булгаков считал, что Л. «делал добро без разбора и часто порочным людям на счет добрых и честных людей» (Рус. арх. 1898. № 4. С. 542). С. Венечанский восхвалял Л. как «великого мужа» в стихотворном посвящении ему перевода «Исторического описания о наказании преступников в Филадельфии» Ф. Ларошфуко-Лианкура (1799). С большой признательностью вспоминал о Л., «своем благодетеле», Лубяновский. А. Ф. Воейков писал о Л.: «Имя его произносится с благословением, с признательностью, с слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь – беспрерывная цепь благотворении». С. П. Жихарев упоминал о Л. как о человеке, «столь известном умом и подвигами человеколюбия». Лабзин называл Л. «необыкновенно добрым человеком», «редким мужем» (Рус. арх. 1892. № 12. С. 354). И. И. Дмитриев «с уважением» вспоминал о нем. П. А. Вяземский считал, что Л. был «в свое время передовым человеком». А. И. Герцен, издавший «Записки» Л., высоко оценил гуманистическую направленность его деятельности, обратив внимание и на противоречивость его взглядов. Часть архива Л. (биографические материалы, переписка и др.) хранится в РНБ и ИРЛИ. Лит.: Лопухин И. В. Зап. / С предисл. Искандера. Лондон, 1860 (репринт: М., 1990): Афанасьев А. Н. И. В. Лопухин // Арх. ист. и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Т. 1 Отд. 1; Иловайский Д. И. Новые сведения о Н. И. Новикове и членах Компании // Летописи рус. лит. и древностей. М., 1863. Т. 5; Лонгинов. Новиков и мартинисты (1867); Попов А.: 1) Дело Новикова и его товарищей // Вестн. Европы. 1868. № 4; 2) Новые документы по делу Новикова // Сб. имп. Рус. ист. о-ва. СПб., 1868. Т. 2; Письма И. В. Лопухина к M. M. Сперанскому и Д. П. Руничу // Рус. арх. 1870. № 3, 7; Лубяновский Ф. П. Воспоминания. М., 1872; Переписка И. В. Лопухина с А. М. Кутузовым, М. И. Невзоровым и В. Я. Колокольниковым // Рус. старина. 1874. № 1–3; 1896. № 11; Вяземский П. А. Полн. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8; Письма И. В. Лопухина к Александру Павловичу и Е. П. Львовой // Рус. арх. 1884. № 3; Дубицкий А. И. В. Лопухин // Вестн. славянства. 1888. № 1–2; 1889. № 3–4; отд. изд.: Казань, 1889; Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895; Переписка Я. И. и А. Я. Булгаковых // Рус. арх. 1898. № 1–12; Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 3, ч. 1; Суровцев А. И. В. Лопухин, его масонская и гос. деятельность // Вестн. всемирной истории. 1900. № 3–6; отд. изд.: СПб., 1901; Бобров Е. Лит. и просв. в России XIX в. Казань, 1902. Т. 3; Арх. бр. Тургеневых. СПб., 1911. Вып. 1–2; Барсков Я. Лопухин И. В. // Рус. биогр. словарь. Т. «Лабзина – Лященко» (1914); Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914. Т. 1 (репринт: М., 1991); Барсков. Переписка масонов (1915); Лонгинов М. Н. Соч. М., 1915. Т. 1; Пыпин. Рус. масонство (1916); Вернадский. Рус. масонство (1917); Bakounine. Le répertoire (1940); Ошерович Б. С. Очерки по истории рус. уголовно-правовой мысли. М., 1946; Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981; Осокин В. «Его стихов пленительная сладость…»: В. А. Жуковский в Москве и Подмосковье. М., 1984; Кочеткова Н. Д. О псевдонимах И. В. Лопухина: (И. В. Лопухин – писатель, читатель и издатель) // Книга в России: Век просвещения. Л., 1990; Бакунина Т. А. Знаменитые рус. масоны М., 1991; Эйдельман Н. Я. Восемнадцатое столетие в изданиях Вольной рус. типографии // Россия XVIII столетия в изданиях Вольной рус. типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева. М., 1992; Аржанухин С. В. Филос. взгляды рус. масонства: по мат-лам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург, 1995.
Н. Д. Кочеткова

Словарь русского языка XVIII века. — М:. Институт русской литературы и языка. . 1988-1999.

Смотреть что такое "Лопухин Иван Владимирович" в других словарях:

  • Лопухин, Иван Владимирович — родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лопухин Иван Владимирович — Лопухин, Иван Владимирович известный мистик (1756 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное …   Биографический словарь

  • Лопухин Иван Владимирович — [24.2(6.3).1756, село Воскресенское, ныне Кромский район Орловской области, ≈ 22.6(4.7).1816, там же], русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780 х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛОПУХИН Иван Владимирович — (1756 1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лопухин, Иван Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лопухин. Иван Владимирович Лопухин Художник …   Википедия

  • Лопухин Иван Владимирович — (1756 1816), государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С начала 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии в Москве (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… …   Энциклопедический словарь

  • Лопухин (Иван Владимирович) — (Иван Владимирович, 1756 1816 г.) – известный мистик. Дослужившись до чина полковника на военной службе, он вышел в отставку и был определен советником московской уголовной палаты, а затем председателем. В 1785 г. он вышел в отставку и… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЛОПУХИН Иван Владимирович — (24.02(6.03). 1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. 22.06(4.07). 1816, там же)    видный представитель масонства. Род. в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Лопухин Иван Владимирович — (1756 1816) известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником Московской уголовной палаты, а потом и председателем ее. В судейскую практику Л. внес выработанный в нем чтением взгляд на …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛОПУХИН Иван Владимирович — (24. 02(6. 03). 1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. 22. 06(4. 07). 1816, там же)   видный представитель масонства. Род. в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и… …   Русская философия: словарь

Книги

Другие книги по запросу «Лопухин Иван Владимирович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.